elenashumkina@list.ru

Денис Иванович Фонвизин: комедия "Бригадир"

Денис Иванович Фонвизин: комедия "Бригадир"

04.05.2020

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ С ЕЛЕНОЙ ШУМКИНОЙ

 

Здравствуйте, дорогие друзья.

Сегодня вас ждут вот такие разноцветно-радужные осколки…

 

Комедию «Бригадир» с успехом играли в театре в течение нескольких десятилетий (впервые поставили в 1780). А издали её только в 1783 или 1786 году, ещё и без указания имени (то есть широкой публике Фонвизин был известен как автор многих переводов, и только небольшому кругу – как анонимный автор оригинальных произведений). И из-за этого неизвестно, когда комедия была написана.

Работа Фонвизина над «Бригадиром» в значительной части должна быть отнесена ко времени его пребывания в Москве зимой 1768 – весной 1769 года. В апреле 1769 он писал государственному деятелю, историку, поэту, философу Ивану Перфильевичу Елагину: «дописал почти свою комедию». В следующем письме к нему же – снова упоминал о комедии, видимо, уже законченной…

«Бригадир» создан по основным традициям высокой комедии классицизма (то есть, ему характерны статичность действия и схематичность персонажей). Но Фонвизин вставил в пьесу и своё видение. Дипломат, государственный деятель, граф Никита Иванович Панин метко назвал «Бригадира», живое изображение русской действительности, «в наших нравах первой комедией». Ведь действие проходит в обычном помещичьем доме, а первые зрители чувствовали себя участниками происходящего, видя множество бытовых подробностей и примет своего времени (герои даже играют в карты и пьют чай), остроумных шуток; речь персонажей – также своеобразна (так, Бригадир всех сравнивает с животными, груб, постоянно бранится; речь советника полна церковнославянизмов и божбы; Иван и советница разговаривают по-французски, но их речь также утрирована; Бригадирша и Бригадир всё время просят Ивана говорить по-русски).

Итак, Фонвизин первым из русских драматургов подошёл к изображению персонажей в их социальной обусловленности, ведь он сразу подсказал каждому персонажу его сценическое поведение и даже форму одежды.
Посмотрите, как это вкусно звучит:
«Театр представляет комнату, убранную по-деревенски. Бригадир, в сюртуке, ходит и курит табак. Сын его, в дезабилье, кобенеся, пьёт чай. Советник, в казакине, смотрит в календарь. По другую сторону стоит столик с чайным прибором, подле которого сидит советница в дезабилье и корнете и, жеманеся, чай разливает. Бригадирша сидит одаль и чулок вяжет. Софья также сидит одаль и шьёт в тамбуре»
.

То, что в комедии показаны максимально приближенные к реальности взаимоотношения между людьми – причина её долгой театральной и литературной жизни. В конце XVIII века «Бригадир», и «Недоросль» были одинаково известны и ставились на сцене придворных и вольных театров примерно одинаково: 2–3 раза в год; это было большим успехом в только начавшем своё развитие русском национальном театре.

В «Бригадира» Фонвизин заложил основные положения нового направления в драматургии. Его достижения разработаны другими драматургами. Наиболее ярко это получилось у поэта, драматурга и литературного критика Александра Петровича Сумарокова; так, в комедии «Рогоносец по воображению» он тоже вынес провинциальный помещичий быт на сцену.

По легенде, государственный и военный деятель, князь Григорий Александрович Потёмки сказал о ней: «Умри, Денис, лучше не напишешь» (правда, другая версия легенды гласит, что он отозвался так о «Недоросле»)…

 

При подготовке данного текста мы нашли вот эту постановку по пьесе «Бригадир», осуществлённую Частинским народным театром в 1996 году.

 

А на гравюре русского живописца, акварелиста, литографа, портретиста Петра Фёдоровича Бореля – Фонвизин, читающий «Бригадира» в салоне цесаревича Павла Петровича.

 

До встречи!

 

Татьяна Белоусова

« все записи

Контакты
elenashumkina@list.ru
Будем на связи
Если у вас есть какие-либо вопросы, вы можете связаться с автором, написав письмо!
Отправить