elenashumkina@list.ru

Михаил Афанасьевич Булгаков: пьеса "Иван Васильевич"

Михаил Афанасьевич Булгаков: пьеса "Иван Васильевич"

09.03.2020

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ С ЕЛЕНОЙ ШУМКИНОЙ

 

Здравствуйте, друзья.

Соберём небольшой витражик о самой, пожалуй, известной в СССР и России (благодаря фильму Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию») пьесе Михаила Афанасьевича Булгакова «Иван Васильевич»; она создана на основе пьесы «Блаженство (Сон инженера Рейна)».

 

Совсем коротко

«Блаженство» – социальная антиутопия, в которой картины XXIII века нарисованы с помощью фантастического гротеска. А основу сюжета «Ивана Васильевича», он перекликается с фабулой романа Марка Твена «Принц и нищий», герои которого тоже меняются ролями, составляет почти водевильная неразбериха.

 

«Блаженство»

Весной 1933 года Булгакову предложили написать для мюзик-холла «эксцентрическую синтетическую трёхактную пьесу». И он решил создать вещь, герои которой перемещаются из Москвы 1930-х годов в XXIII столетие. Именно в «Блаженстве» впервые появились изобретатель машины времени (по фамилии Рейн), секретарь домоуправления Бунша-Корецкий, жулик Жорж Милославский, напоминающий повадками Коровьева (Фагота) из романа «Мастер и Маргарита».

Тема взгляда из настоящего в грядущее была довольно популярна; её разрабатывали Евгений Иванович Замятин в фантастическом романе «Мы», Алексей Николаевич Толстой в фантастическом романе «Аэлита», Владимир Владимирович Маяковский в пьесах «Клоп» и «Баня».

Работа над «Блаженством» заняла почти год. За это время договор с мюзик-холлом был расторгнут. Но почти сразу же пьесой заинтересовался театр Сатиры. В апреле 1934 года состоялось чтение, и руководство театра предложило Михаилу Афанасьевичу кардинально переделать пьесу. Возможно, взгляд из настоящего в будущее постановщиков – настораживал…

 

«Иван Васильевич»

Осенью 1934 года художественный руководитель театра Сатиры Николай Михайлович Горчаков напомнил Булгакову о том, что труппа хочет получить-таки пьесу об Иване Грозном. Жена Елена Сергеевна Булгакова в своём дневнике писала 30 сентября: «Вчера у меня была встреча с Веровым – новым заместителем директора в Сатире. Театр усиленно просит М. А. согласиться на переделки “Блаженства”… им грезится какая-то смешная пьеса с Иваном Грозным, с усечением будущего».
30 ноября (это записано в дневнике жены) Михаил Афанасьевич сделал начальные наброски, 30 сентября 1935 – закончил первую редакцию, а 2 октября – прочитал «Ивана Васильевича» представителям театра, пришедшим к нему на квартиру. Елена Сергеевна писала: «Горчаков вытирал слёзы, все хохотали… Хотят пьесу пускать в работу немедленно».

17 октября 1935 года Е. С. Булгакова отметила: «Пять человек в Реперткоме (Главрепертком – Главный комитет по контролю за репертуаром при Народном Комиссариате по просвещению РСФСР – Ред) читали пьесу, всё искали, нет ли в ней чего подозрительного. Так ничего и не нашли… Замечательная фраза: а нельзя ли, чтобы Иван Грозный сказал, что теперь лучше, чем тогда?» 29 октября 1935 года пьесу разрешили – при условии ряда изменений и дополнений.

Затем начались репетиции. Ивана Грозного играл Дмитрий Кара-Дмитриев; в спектакле участвовали актёры Фёдор Курихин, Ева Милютина, Павел Поль.

Премьера должна была состояться весной 1936 года. Но за некоторое время до неё в газете «Правда», а потом в «Литературной газете» вышли статьи, которые были посвящены театральным проблемам вообще и Булгакову в частности. Статья «Внешний блеск и фальшивое содержание» касалась постановки пьесы «Мольер», другая статья имела название «Реакционные домыслы М. Булгакова». Ещё в начале этой травли, как рассказала дневнику Елена Сергеевна, «Миша сказал – Мольеру и Ивану Васильевичу конец».

13 мая в театре Сатиры состоялась генеральная репетиция, на ней присутствовали представители ЦК ВКП(б). А Булгакова написала: «Генеральная без публики Ивана Васильевича. (И это бывает – конечно, не у всех драматургов!) Впечатление от спектакля такое же безотрадное. Смотрели спектакль (кроме нашей семьи – М. А., Евгений и Сергей, Екатерина Ивановна (воспитательница сына Булгаковой Сергея Екатерина Ивановна Буш. – Ред.) и я) – Боярский, Ангаров из ЦК партии, и к концу пьесы, даже не снимая пальто, держа в руках фуражку и портфель, вошёл в зал Фурер, – кажется, он из МК партии».

В тот же день пьесу запретили, и при жизни Михаила Афанасьевича больше не ставили.

 

Первые публикации

Впервые пьесу «Иван Васильевич» опубликовали только в 1965 году – московское издательство «Искусство» в книге Михаила Булгакова «Драмы и комедии». А пьеса «Блаженство (Сон инженера Рейна)» в первый раз нашла своего читателя в 1966.

 

Постановки

В 1967 году «Ивана Васильевича» поставили в Омском театре драмы и в московском Государственном театре киноактёра, в 1968 – в Русском драматическом театре имени Самеда Вургуна (в городе Баку).

В рецензии, посвящённой спектаклю в Омске, опубликованной в № 3 журнала «Театр» за 1968 год, отмечалось, что при переносе действия на сцену из комедии М. А. Булгакова ушла глубина – сталось только легковесное водевильное веселье.

В 1973 году на экраны вышел художественный фильм Леонида Иовича Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Сценарий Гайдая и Владлена Бахнова перенёс действие из 1930-х в 1970-е годы, и расставил иные акценты: в фильме главным героем стал управдом Бунша, меняющий после перемещения в XVI век свою профессию и ставящий на документах подпись «и. о. царя».

 

Вместо заключения

В мае 2019 года на сцене Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова состоялась премьера спектакля Константина Богомолова пьесе «Иван Васильевич», названного «Одиссея 1936» (13 мая 2019 мы имели удовольствие увидеть этот спектакль). То есть, и современные режиссёры, и современные
зрители – вновь пытаются найти в творчестве Михаила Афанасьевича что-то своё…

 

До встречи!

 

Татьяна Белоусова

« все записи

Контакты
elenashumkina@list.ru
Будем на связи
Если у вас есть какие-либо вопросы, вы можете связаться с автором, написав письмо!
Отправить