elenashumkina@list.ru

Иван Сергеевич Тургенев: "Параша"

Иван Сергеевич Тургенев: "Параша"

02.12.2019

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ С ЕЛЕНОЙ ШУМКИНОЙ

 

Здравствуйте, дорогие друзья.

Продолжаем собирать наш витражик об Иване Сергеевиче Тургеневе. Сегодня – о его первом опубликованном произведении (отдельной книжкой): «рассказе в стихах» «Параша», написанном в начале 1843 года.

В «Литературных и житейских воспоминаниях» (во «Вместо вступления») Иван Сергеевич писал:
 «Около пасхи 1843 года в Петербурге произошло событие, и само по себе крайне незначительное и давным-давно поглощённое всеобщим забвением. А именно: появилась небольшая поэма некоего Т. Л. (то есть Тургенева-Лутовинова, Тургенев взял начальные буквы фамилий отца и матери – Ред.), под названием Параша.
Этот Т. Л. был я; этою поэмой я вступил на литературное поприще»
.

Обычно любовь в творчестве Тургенева – трагична или драматична. Но в этой поэме молодой Иван Сергеевич с чуть заметной иронией дал положительную версию событий. И мы узнаём, что было бы, если бы, например, Лиза Калитина, героиня романа «Дворянское гнездо», вышла замуж за Фёдора Ивановича Лаврецкого. Теперь нам понятно, почему в дальнейшем Тургенев предпочитал разлучать влюблённых…

 

Чуть-чуть о том, как книга увидела свет

Когда заканчивалась подготовка к выходу поэмы в свет, Иван Сергеевич был в Москве, и организационные дела совершал его брат Николай Сергеевич.

10 (22) апреля 1843 года он писал:
«Описать тебе, что мне стоило труда, хлопот, ссор, езды и прочего, чтобы исторгнуть несчастную
Парашу из рук Эдуарда Праца, – невозможно и некогда. <...> При сём препровождаю к тебе шесть экземпляров. Ошибок, кажется, нет. <...> Корректуры держал я у Праца, просто жил у него <...> Заканчиваю пока. Время на почту. Лечу к Белинскому...»

В следующем письме – от 17(29) апреля 1843 года Н. С. Тургенев отчитывался:
«восемьсот экземпляров книги роздано книгопродавцам
<> Белинскому я сам доставил экземпляр, но не застал его дома, а потому отдал его слуге, сказавши, что от г. Тургенева». И. С. Тургенев впоследствии писал, что отнёс книгу литературному критику Белинскому сам.

 

Отзывы современников

Положительная статья русского Виссариона Григорьевича Белинского о «Параше» вышла в первых числах мая, 1843 года, в № 5 журнала «Отечественные записки». В частности, он писал:
«Хотя автор “Параши”, скрывший свою фамилию под литерами Т. Л., и обозначил своё произведение скромным именем “рассказа в стихах”, однако оно тем не
менее – “поэма”, в том смысле, какой усвоен Пушкиным произведениям такого рода. <…> Дай Бог, чтоб наша встреча с талантом автора “Параши” не была также случайна, но превратилась в знакомство продолжительное и прочное. Грустно было бы думать, что такой талант – не более, как вспышка юности, кипение молодой крови, а не признак призвания, и может обмануть возбуждённые им ожидания и надежды, как обманула поэта героиня его поэмы…»

А 9 (21) мая появился отзыв в журнале «Русский инвалид» (№ 101), в котором анонимный автор обозрения «Петербургская хроника» вслед за Белинским отметил:
«Со смертью Лермонтова осиротел наш Парнас, и мы уже потеряли надежду услышать снова звуки русской лиры; появление
Параши возвратило нас к надежде. <...> Все характеры, входящие в состав этой поэмы современных нравов, очерчены мастерски. В поэме нет ни уродливых образов, ни сверхъестественных восторгов, ни нелепых приключений – всё верно, просто, обыкновенно».

Положительно о первой поэме Тургенева отозвался также (в журнале «Современник») критик, поэт пушкинской эпохи Пётр Александрович Плетнев. Отметив безыскусственность содержания «Параши», в которой «нет ни завязки, ни эпизодов, ни резких характеров и противоположностей, – а между тем всё поэзия, всё жизнь», Плетнев утверждал, что Тургенев совершенствовал своё мастерство «в лучшей школе стихотворного искусства», то есть в школе Пушкина, именно поэтому он «так свободен, так натурален».

 

Тургенев впоследствии отрекался от своих поэм и стихов. Но «Параша» органически связана и с его творчеством, и с развитием реализма в русской литературе начала 1840-х годов (все сюжетные ходы, поступки героев объясняются логикой будничной жизни). В основе своей это «бытоописательная» поэма – обладающая индивидуальными жанровыми особенностями.

 

До встречи!

 

Татьяна Белоусова

« все записи

Контакты
elenashumkina@list.ru
Будем на связи
Если у вас есть какие-либо вопросы, вы можете связаться с автором, написав письмо!
Отправить