elenashumkina@list.ru

Лев Николаевич Толстой "Филипок"

Лев Николаевич Толстой "Филипок"

03.09.2018

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ С ЕЛЕНОЙ ШУМКИНОЙ

 

Здравствуйте, дорогие друзья.

Поздравляем всех детей, их мам, пап, бабушек и дедушек с началом учебного года. Желаем только отличных отметок и самого яркого интереса в освоении новых знаний!

Сегодня первый день школьных занятий; и мы тоже решили его отметить: вас ждёт самое красивое, яркое стёклышко – рассказ «Филипок» из книги Льва Николаевича Толстого «Азбука».

Потому что этот рассказ – про желание учиться и не бояться проблем. Как только Филиппок понял, чего хочет, он упорно пошёл к своей цели, преодолевая трудности: его не смогли остановить ни собаки, ни незнакомые люди, ни, в конечном счёте, страх перед учителем…

 

Очень коротко

Лев Николаевич Толстой (9 сентября 1828 года – 20 ноября 1910 года) – самый известный русский писатель, один из величайших писателей-романистов мира, просветитель, публицист, религиозный мыслитель.

 

«Азбука»

Лев Николаевич очень любил детей, любил с ними общаться. Увлечённо рассказывал им сказки, читал басни, удивлял мудрыми пословицами и поговорками.

В 1859 году он открыл в Ясной поляне бесплатную школу для крестьянских детей, в которой сам преподавал; потому что хотел одухотворить русских людей, видеть их грамотными.

Толстой писал: «Дети строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы были для них написаны и ясно, и занимательно, и нравственно». Эти принципы легли в основу всей педагогики Льва Николаевича: в его школе не было телесных наказаний, ребята сами выбирали себе место в классе, занятия часто проходили в форме игры.

Из собственных сказок и повестей Толстой составил в 1872 году четырёхтомный учебник для обучения крестьянских детей чтению, письму и арифметике – «Азбуку», результат четырнадцатилетнего труда, – он был «красив, короток, прост и, главное, ясен» для детского понимания. Собранные в нём рассказы метко обличают дурное и ярко показывают каждое доброе движение детской души; оказывают эмоциональное и воспитательное воздействие на детей; отличаются краткостью, стремительностью действия, простотой стиля.

Вышедший в свет учебник раскритиковало Министерство народного просвещения, которое отказалось его рекомендовать. В 1874–1875 годах Толстой доработал книгу, назвав её «Новая Азбука». При жизни Льва Николаевича учебник переиздан 28 раз.

Интересно, что Толстой считал «Азбуку» своим самым важным произведением, отодвинув роман «Война и мир» на второй план. В январе 1871 года он писал Афанасию Афанасьевичу Фету: «Как я счастлив… что писать дребедени многословной вроде “Войны” я больше никогда не стану»; в письме Страхову от
12 ноября 1872 года – утверждал: «Я так уверен, что я воздвиг памятник этой “Азбукой”».

Самые известные современному читателю произведения из этой книги –
«Три медведя», «Корова», «Филипок».

 

«Филипок»

Это история, которая вполне могла приключиться маленьким читателем или с его сверстником, именно поэтому рассказ имеет подзаголовок «Быль».

В рассказе вскрывается сущность взаимоотношений детей и взрослых в крестьянской семье. С фольклорной выразительностью и лаконизмом передаются течение жизни, единство поколений. Мораль в этом рассказе – не отвлечённое поучение, а стержень, объединяющий его тему и идею. Считая детство важным периодом в жизни, Лев Николаевич уделял много внимания образам детей, особенно крестьянских, отмечая их пытливость, впечатлительность, любознательность, трудолюбие, отзывчивость. Дети показаны в родной для них среде, на фоне деревенской жизни, крестьянского быта. Более того, деревня, её жизнь часто передаются так, что мы видим их глазами ребят.

Приём контраста – основной художественный приём у Толстого в изображении крестьянских детей. Так, например, в рассказе это детали, связанные с описанием внешности: Лев Николаевич показывает нам, насколько мал Филипок, описывая одежду: огромную отцовскую шапку и длинное пальто.

Рассказ короткий, но в нём создан характер мальчика. Смешной недотёпа, который, решив, что ему хочется учиться, преодолевает все препятствия: с трудом пробирается по сугробам, убегает от деревенских собак, и… молчит от страха перед школьным учителем – таким предстаёт перед нами Филипок. Прототип Филипка – Филипп Макаров, сын принадлежащего Л. Н. Толстому крестьянина.

Часто в Интернете и в школьных учебниках рассказ приводится не полностью: из него убирают то эпизод с диалектным произношением (когда Филипок заменяет первый звук в своём имени сочетанием [хв], так как он владеет речью в необработанном культурой местном варианте), то эпизод с молитвой (Филипок и в молитве «всякое слово произносил не так» – его вера оказывается неосмысленным механическим бормотанием; а молитве тоже надо учиться).

Как видим, каждая деталь важна для восприятия Толстого, ведь и в детском рассказе масштаб его мыслей остаётся поистине вселенским, и каждая мелкая деталь в описании событий и действий играет очень важную роль…

 

Полный текст рассказа Л. Н. Толстого «Филипок»

Можно прочитать здесь.

 

Мультфильм

Рисованный мультипликационный фильм режиссёра Розалии Зельмы, снятый по мотивам рассказа (1982 год).

 

Озвученный диафильм

Смотрите здесь.

 

Басни, истории, пословицы и поговорки, размещённые в сборнике «Азбука», – разнообразны в жанровом плане. В одной из своих статей Толстой писал, что дети любят мораль, но только умную, а не «глупую». Он стремился вызвать глубокие переживания ребёнка, воспитать в нём любовь и уважение к людям. Дети – современники Л. Н. Толстого, – читая «Азбуку», представляли всё через образы, поэтому за словами стоит не только смысл, но и смыслообраз; появляется та самая необходимая ясность языка. А для маленьких читателей нашего времени книга – повод познакомиться с этимологией слов, с незнакомыми предметами, сделать нравственный выбор, задать не один вопрос; познать вечность и неповторимость русского языка.

 

До свидания! Приятных вам чтения и просмотра! И – творческого учебного года!

 

Татьяна Белоусова

« все записи

Контакты
elenashumkina@list.ru
Будем на связи
Если у вас есть какие-либо вопросы, вы можете связаться с автором, написав письмо!
Отправить